La (laute) wrote,
laute

Саблинские пещеры

Photobucket - Video and Image Hosting
Небольшое озерцо в Левобережной Саблинской пещере.

При виде этого озерца вспомнились мне рассказы университетской преподавательницы экологии. В молодости она с друзьями исходила все саблинские пещеры. Они забирались далеко вглубь и находили такие места, что мы всей группой подвергали сомнению их существование, когда преподавательница описывала нам их красоты. Например, по ее словам, в глубине одной из пещер есть маленькое, но глубокое холодное озеро. Если нырнуть в него и проплыть немного, то можно вынырнуть в волшебном месте - необычайно высокий свод, разноцветные стены, многочисленные сталактиты и сталагмиты... Иного пути в эту волшебную пещеру, кроме как через озеро, нет, и о ней мало кто знает.
Мне всегда было любопытно - действительно ли эта чудесная пещера существует... Моего пещерного опыта слишком мало, чтобы понять правда это или выдумка.

Первые пещеры, в которые я попала, были крымскими. Мне было пятнадцать лет, и я впервые в жизни отдыхала в «Артеке». Наряду с вожатыми наш отряд взялся опекать крымский житель Дима. Был он неопределенного возраста – ему можно было дать и двадцать, и сорок лет, - и неопределенного рода занятий. Во время некоторых экскурсий он сопровождал нас, давая нашим вожатым отдохнуть, и очень интересно рассказывал обо всех крымских достопримечательностях.
И вот во время одного такого похода нас ждала экскурсия в крымские пещеры. Увы, за давностью лет не помню ни названия, ни даже примерного местонахождения… Обычная такая экскурсия в обычные оборудованные пещеры – с проложенным маршрутом и лампочками, установленными вдоль прохода.
При виде первой же оцивилизованной пещерки крымский житель Дима брезгливо поморщился.
- Ребята, - сказал он, - предлагаю выгодный обмен – забить на эту выхолощенную тоску и пойти со мной в настоящие дикие пещеры!
Ну кто, скажите, в пятнадцать лет откажется от такого заманчивого предложения? Несколько девочек, правда, выразили опасение, что мы можем заблудиться, но Дима заверил их, что это исключено – по этим пещерам он прогуливался неоднократно и знал маршрут наизусть.
Мы купили каждому по свечке в первой же попавшейся церквушке и пошли запутанными горными и полевыми тропами вслед за Димой. Первая пещера, в которую он нас привел, оказалась зашифрованной. Никому бы и в голову не пришло, что за кустами в огромной скале скрывается маленький лаз, в который можно проникнуть только на четвереньках. Мы накинули куртки, каждый зажег свою свечу. На четвереньках пришлось продвигаться несколько метров – в полумраке и тесноте, немудрено, что даже у самых закаленных начали пробиваться явные признаки клаустрофобии. Однако это стоило того – когда мы по очереди выбрались из узкого туннеля и отряхнули коленки, нашему взору открылась огромная, просторная пещера с высоким сводом.
Об этом походе никто не пожалел. Общепринятые пещерные страшилки о белом спелеологе и черном монахе щекотали нервы, сырость и холод только добавляли мурашек, но все равно было здорово, непередаваемо здорово.
Во вторую пещеру мы отправились гораздо более воодушевленные. Вход в нее был не таким конспираторским, как в первую, но внутри она была сложнее и запутаннее. Многочисленные маленькие туннельчики направо, налево, прямо, из них – другие, и еще другие, оставалось только удивляться, как Дима не путается в них. По этим лабиринтам мы бродили достаточно долго, и вот, когда уже решили вернуться обратно…
- Дима! Кажется, мы уже проходили мимо этого большого сталагмита!
- Хм, действительно, - нахмурился Дима, - наверное, я случайно пропустил нужный поворот...

Из пещеры мы вышли уже затемно – замерзшие, голодные и уставшие. Нам пришлось вдоволь поплутать, прежде чем Дима в очередной раз не пропустил нужный поворот. По полям-по горам мы шли с зажженными – у кого не успели догореть – свечками: ночи на юге чернильные.
Tags: Петербург, воспоминания, фото2006

• London commutes and Fashion shows

Успела сделать пару пробных рабочих поездок в Лондон, пока что полет более чем нормальный. Вставать, конечно, в этом случае приходится рано — как раз…

• Woods and Towers

До ближайшего леса теперь десять минут езды: Можно хоть каждый день выбираться на прогулки с Мишкой (что мы, собственно, и делаем): Как там…

• London days

Вернулись наконец в Лондон; что ж, местами и тут тоже очень даже неплохо! Например, вот эта соседская роза встречает нас каждый день во время…