La (laute) wrote,
La
laute

Categories:

Modigliani

Недавно посмотрела два фильма о последних годах жизни Амадео Модильяни - "Монпарнас 19"(режиссер Жак Беккер, 1958 год) и "Модильяни"(Мик Дэвис, 2004).
"Модильяни" Дэвиса - голливудское кино, для своего жанра вполне неплохое. Правда, очень уж все карикатурно - преувеличенный пафос повествования, чрезмерно усиленный и сгущенный трагизм, совершенно гротескный Пикассо... Слишком по-голливудски, и, главное, все - мимо. В одной простенькой сценке "Монпарнаса" Беккера, где нищий Модильяни ходит от одного посетителя кафе к другому, предлагая за гроши свои рисунки, трагизма больше, чем во всем фильме Дэвиса.

Впрочем, с "Монпарнасом" тоже не все так просто. Ахматова, тесно общавшаяся с Модильяни, в своем очерке о нем назвала этот фильм пошлым. Илья Эренбург, друживший с Модильяни несколькими годами позже, пишет в своих воспоминаниях: "Герой фильма и романов – это Модильяни в минуту отчаяния, безумия. Но ведь Модильяни не только пил в "Ротонде", не только рисовал на бумаге, залитой кофе, он проводил дни, месяцы, годы перед мольбертом, писал маслом ню и портреты". Возможно, неприятие Ахматовой "Монпарнаса 19" объясняется еще и этим. К тому же, сама она в своем очерке признавалась: "Я очень верю тем, кто описывает его не таким, каким я его знала." Знала она его - в 1910, 1911 годах - молодым, элегантным, аккуратным, одетым хорошо и со вкусом. С нищим пьяницей-художником 19х годов, в мешковатом неопрятном костюме - действительно, мало общего.
Любопытно было прочесть в ахматовском очерке небольшой абзац о Беатрис Хестингс, подруге Модильяни, также показанной в "Монпарнасе": "Я читала в какой-то американской монографии, что, вероятно, большое влияние на Модильяни оказала Беатриса X., та самая, которая называет его жемчужина и поросенок. Могу и считаю необходимым засвидетельствовать, что ровно таким же просвещенным Модильяни был уже задолго до знакомства с Беатрисой X., т. е. в 10-м году. И едва ли дама, которая называет великого художника поросенком, может кого-нибудь просветить." Сколько чувств кроется в последней фразе! Да, причин не понравиться Ахматовой у этого фильма было немало...
Забавно также, что в фильме Модильяни убирает зонт, который достает с началом дождя Жанна Эбютерн, говоря ей, что под дождем нужно гулять без зонта, а Ахматова в своем очерке пишет, что во время частых дождей в Париже Модильяни ходил с огромным черным зонтом.

Финал двух фильмов также различен. Дэвис, очевидно, для большей зрелищности, погрешил против истины и ввел в свой фильм сцену избиения Модильяни уличными грабителями, что, по фильму, и явилось причиной его гибели. Беккер же показал классический, биографичный финал.
И снова голливудское прямозначное, без намеков, преувеличение проигрывает беккеровскому лаконизму. Краткий эпизод в "Монпарнасе" пересиливает растянутую и подробную сцену смерти Модильяни в фильме Дэвиса. В "Монпарнасе" не было ни вывернутых наружу страданий, ни слез друзей художника, ни последующего самоубийства его возлюбленной Жанны Эбютерн - все это осталось за кадром, но одна финальная сцена, в которой человек покупает у Жанны, еще не знающей о гибели Модильяни, его картину, зная, что после смерти художника она взлетит в цене - картину, которую при жизни Модильяни никак не удавалось продать - одна эта сцена показала гораздо больше.
Tags: cinema, художественное
Subscribe

  • The end of January

    Внезапно - стереотипный мрачный и дождливый Лондон из поездок на съемки в середине января (таким я его почти не вижу, поэтому с удовольствием…

  • 38

    Ну что ж, вот и 38 (уже третий день как!): Муж слишком хорошо меня знает, поэтому по свечкам на торте я получилась на десять лет моложе!) Торт…

  • Quarantime

    Ну что ж, приспособление к новым условиям жизни практически завершено, и теперь мой типичный день выглядит примерно так: Утро - вебинар от Баттерси…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments